Читайте также
Холокост богоизбранного народа - скрываемая хронология Ротшильды и Рокфеллеры объединяются Подборка видео о Ротшильдах и Рокфеллерах Как Ротшильды и Рокфеллеры заполучили ФРС Историки: После войны Гитлер бежал в Аргентину Невидимая империя: Новый Мировой Порядок
Категория материала:
Россия и страны бывшего СССРХолокост богоизбранного народа - скрываемая хронология Ротшильды и Рокфеллеры объединяются Подборка видео о Ротшильдах и Рокфеллерах Как Ротшильды и Рокфеллеры заполучили ФРС Историки: После войны Гитлер бежал в Аргентину Невидимая империя: Новый Мировой Порядок
Этот материал также в категориях: Финансы
Тайна знака. Откуда масонский символ на 500-гривневой купюре?
Дата: 18.06.2012 // Теги: тайные общества финансыВ один из гаванских отелей в январе 2010 года съехались сотни людей в черных костюмах. Внешне они походили на представителей деловых кругов, прибывших пообщаться в неформальной обстановке. Однако присутствующих собрал интерес совершенно другого рода. Каждый из них получил письмо с приглашением отпраздновать столетие существования масонства на Острове свободы. «Братьев» со всего мира пышно принимали на Кубе в течение двух недель.
Щедрость организаторов торжества поразила приезжих, наслышанных о бедности кубинских жителей. И это не единственный парадокс тамошнего масонства. Самое удивительное, что его деятельности никогда не мешал социалистический строй. В советские времена Куба оставалась единственной социалистической республикой, где легально действовал орден масонов. Залог долгожительства кубинских «каменщиков» связывают с тем, что родной брат и преемник Фиделя Кастро Рауль долгое время руководил ложей Острова свободы.
Так что кубинцы привыкают к существованию ордена с первых дней жизни. На фоне скромной жилой застройки здесь характерно выделяются ухоженные здания масонских храмов. А символика ложи давно стала частью национального колорита Кубинской республики. Циркуль с треугольником повсеместно украшает здешнюю архитектуру и предметы быта. Эти символы окружали будущего главу Национального банка Украины в течение пяти лет.
Ровно столько Владимир Стельмах провел на Острове свободы, в далеких 1980-х трудясь советником министра-президента Национального банка Кубы. Кубинские впечатления г-на Стельмаха — одно из звеньев цепочки, связывающей масонов, НБУ и украинские деньги. Итак, кто и почему поставил масонский символ на украинской банкноте?
Скандальная «пятисотка»
15 сентября исполняется четыре года, как на украинских деньгах появился «масонский след». С того дня на каждого обладателя пятисотгривенной купюры смотрит глаз в треугольнике. Символ, напоминающий «Лучезарную Дельту» «вольных каменщиков», подогрел слухи о масонском заговоре в украинской политике. Ни одна банкнота, выпущенная до этого, на связь создателей украинских денег с таинственными братствами не намекала.
На этот нюанс успел намекнуть Александр Мороз, к тому времени «разоблачивший» высокопоставленных украинских масонов. По иронии судьбы глава НБУ оказался в их числе. Владимир Стельмах был награжден тем самым Орденом Св. Станислава, за которым по ошибке закрепился «бренд» современного украинского масонства, с целым ворохом нелестных стереотипов.
Так что, подписывая дизайн «пятисотки», председатель Нацбанка имел веские основания предчувствовать очередной «масонский скандал». Но предпочел обойтись без публичных объяснений. А центробанк ограничился лаконичной заметкой на официальном сайте. Дескать, таинственный треугольник имеет непосредственное отношение к философским работам главного героя банкноты — Григория Сковороды.
Этого оказалось явно недостаточно, чтобы усыпить подозрительность прессы. Многозначительное молчание главного банкира разожгло интерес к банкноте настолько, что вместо инсайдерской информации о курсе гривни к нему начали обращаться с вопросом о треугольнике. Экс-зампред НБУ Сергей Яременко при случае также поинтересовался у бывшего шефа загадочным символом: «Я задавал вопрос Владимиру Стельмаху, почему на нашей купюре появился этот знак, на что он мне не ответил. Усмехнулся и все. Думаю, что он не только утверждал этот символ, но и способствовал тому, чтобы он присутствовал на деньгах».
Шанс поставить противоречивый знак на самой крупной украинской банкноте был еще у второго руководителя НБУ Вадима Гетьмана. При нем разрабатывались первые варианты дизайна «пятисотки». К тому времени парламент утвердил Григория Сковороду в качестве героя «резервных» пятисот гривен. А Василий Лопата, художник, создававший портреты для первых современных денег, предложил свой эскиз этой купюры.
На ней, помимо украинского философа, читающего книгу, и здания Киево-Могилянской академии, изображены лист бумаги, перо с чернильницей и свеча. Но нет и намека на «Всевидящее око». Впрочем, пятисотенная купюра Василия Лопаты так и не была напечатана. В отличие от всех банкнот меньших номиналов, которые увидели свет задолго до их официального внедрения в обращение.
Нардеп-бютовец Сергей Терехин входил в комиссию по разработке первых украинских денег: «Первые гривни печатались в Канаде, руководил процессом председатель НБУ Вадим Гетьман. Тогда были напечатаны все купюры номиналом до 200 грн. Но 200 грн. были спрятаны по совету иностранных экспертов, чтобы не вызывать инфляционные ожидания, и введены в обращение значительно позже. А 500 грн. тогда даже не печатали».
Работа над дизайном «пятисотки» в ее современном виде стартовала только в феврале 2006 г. Купюру обсуждали и утверждали девять месяцев. К тому времени круг лиц, причастных к разработке, заметно сократился. Геральдист Алексей Руденко, автор портрета Ивана Мазепы на десяти гривнях и многочисленных эскизов для других купюр, — один из тех, кто постепенно был отлучен от сотрудничества с центробанком в вопросах разработки банк нот.
По его словам, Нацбанк мотивировал это тем, что сторонние художники не могут иметь доступа к секретной информации о защите купюр. «Закон об НБУ (1999 г.) написан так, что процесс разработки банкнот фактически никто не контролирует, кроме самого Национального банка, — поясняет г-н Руденко. — Соответственно, решения в области создания новых купюр и редизайна старых принимаются только на уровне НБУ. Члены Союза художников, не входящие в штат Нацбанка, практически отлучены от работы над купюрами». Этим засекречивание истории разработки банкнот не закончилось.
Из соображений безопасности те, кто до недавних пор имел непосредственное отношение к созданию украинских денег, сейчас по собственной инициативе уничтожают личные архивы. По крайней мере, такие признания пришлось слышать «ВД» во время поисков ответа на вопрос, кто поставил треугольник с глазом на пятистах гривнях.
Круг посвященных
Ключ к разгадке происхождения масонского знака на гривне находится на окраине Киева, по соседству с пустырями Троещины. Там, на Банкнотно-монетном дворе и Банкнотной фабрике НБУ, разрабатываются основные элементы дизайна украинских денег. Руководители этих подразделений впоследствии согласовывают все предложенные символы с вертикалью чиновников НБУ и лично с его председателем.
Поэтому им, как никому другому, известно, на каком этапе вносится то или иное предложение по дизайну банкноты. Они признают, что идея поставить треугольник с глазом родилась в НБУ. И утверждают, что произошло это в отделе дизайна кузницы украинских денег. «Это предложение группы наших художников, — вспоминает историю «пятисотки» Руслан Арешкович, тогдашний гендиректор Банкнотно-монетного двора.
— Мы создали серьезный высокоинтеллектуальный отдел дизайна Банкнотной фабрики, который работает над образом как портрета, так и купюры в целом. Каждый, кому поручено заниматься банкнотой, садится за книги и исторические материалы, анализирует их. В случае с купюрой номиналом 500 грн. наши художники подобрали всю литературу, касающуюся деятельности Григория Сковороды, и в числе прочих подали такое предложение, которое было принято экспертным советом по вопросам дизайна и защиты банкнот НБУ».
Подтверждает эту версию и Роман Гаврилюк, директор Банкнотной фабрики: «Это задача художников, которую перед ними ставит НБУ. Изначально Нацбанк (Департамент налично-денежного обращения — прим. «ВД») задает только тему главного рисунка на основной и оборотной стороне, т. е. портрета и здания. А мы уже наполняем банкноту различными элементами так, чтобы они вписывались в дизайн и имели непосредственное отношение к данному герою. Предварительно детально изучаем его биографию и работы. К счастью, сейчас и в интернете можно многое найти».
Как оказалось, эту пикантную деталь г-н Гаврилюк сообщил неслучайно. Ход мысли разработчиков действительно привел нас во Всемирную паутину. Во время поисков группа художников опиралась на два основных источника информации о символах, которыми пользовался бродячий философ. Первый — сайт litopys.org.ua, содержащий двухтомник всех произведений Сковороды. В одном из них («Діалог. Имя ему — Потоп зміин») имеется авторское объяснение треугольника с глазом. Второй — фотокнига «Наш перворозум», выпущенная в 2004 г. издательством «Спалах». В ней разработчики обнаружили рисунок треугольника, сделанный рукой философа. Символ на купюре отличается от этого изображения лишь цветовой гаммой.
Имена художников, изобразивших этот знак на гривне, Нацбанк хранит в секрете. Однако нам удалось узнать их фамилии из собственных источников. По данным «ВД», дизайн банкноты создавали художники-графики Виталий Козаченко, Андрей Кальченко, Юрий Кульбашник и два художника компьютерной графики — Юрий Панфилов и Сергей Кугут.
Правда, связавшись с ними, мы убедились, что подтвердить версию руководства они не готовы. Как, впрочем, и опровергнуть. Общаться с журналистами на эту тему художники наотрез отказываются, опасаясь увольнения. Как бы там ни было, а треугольник с глазом не мог появиться на украинских деньгах без участия целого ряда высокопоставленных руководителей НБУ (подробнее — см. «Чиновники, утвердившие банкноту со «Всевидящим оком»).
Эскизы без этого элемента, предложенные художниками, они отвергли. «Предлагается, как правило, несколько вариантов дизайна, даже не один и не два, — поясняет Роман Гаврилюк. — Их обсуждают в рабочем порядке в разных инстанциях Национального банка. Потом круг возможных вариантов дизайна сужается, примерно с двумя выходят к председателю НБУ. После консультаций с ним остается один вариант или же из двух вариантов готовится третий, обобщающий, который в конечном итоге и утверждается».
К решению банкиров де-факто присоединились тогдашний президент Виктор Ющенко, с которым председатель Нацбанка в обязательном порядке советовался в вопросе дизайна новых купюр, и ученые. Общение с последними предусмотрено секретной инструкцией НБУ по разработке банкнот. Происходило оно преимущественно в форме переписки. Только в некоторых случаях руководитель отдела художников лично с ними встречался.
Их функция заключалась в том, чтобы подсказать Нацбанку, где искать портреты и рисунки Сковороды и объяснить смысл последних. Вячеслав Брюховецкий, почетный ректор Киево-Могилянской академии, где учился философ, так описал взаимодействие с Национальным банком: «Обращение из НБУ действительно было, на кафедру философии. Была целая переписка. Они просили прокомментировать, что означают некоторые рисунки, а не предложить их».
В ответ на официальный запрос «ВД» на имя Владимира Стельмаха Нацбанк перечислил еще ряд научных институтов, поддержкой которых заручался. И уточнил: «Предоставленные указанными учреждениями рекомендации относительно авторских рисунков Г. Сковороды для использования их на банкноте номиналом 500 гривен основывались на том, что эти рисунки присутствуют в его рукописях и переписке и иллюстрируют его философские взгляды. В соответствии с выводом Института философии имени Григория Сковороды размещение рисунков Г. Сковороды на банкноте номиналом 500 грн. является вполне этичным, если это обусловлено художественными и содержательными соображениями».
Значение символа
Чтобы понять, что имел в виду философ, рисуя «масонский треугольник», «ВД» обратилась к его собственной трактовке. Сковорода использует термин «египетский треугольник» и объясняет рисунок иносказательно: «Каждый, кто с Пифагором разгадал фигурный треугольник, означающий истину, тот видит, как в нем 3, 2 и 1 является одним и тем же». Значение аналогичного изображения в «Полной энциклопедии символов» близко к тому, о чем писал философ: «В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание — одно и то же: 3 в 1 и 1 в 3». Нацбанк, в свою очередь, оперирует сразу несколькими трактовками рисунка Сковороды: «трехсолнечное единство», «недремлющее око» и сковородинская идея «трех миров» — макрокосмоса (мира), микрокосмоса (человека) и «символической» реальности, которая объединяет первые два понятия.
Впрочем, все криптографические версии имеют такое же право на существование, как и дискуссии о том, кому на самом деле принадлежит загадочный знак. Он используется несколькими религиями и культурами, и это дает основание сторонникам «религиозной версии» утверждать, что Сковорода нарисовал именно христианский символ. Эту версию настойчиво защищает доктор исторических наук Мария Дмитриенко. В статусе завотдела специальных исторических дисциплин Института истории она консультировала НБУ во время разработки пятисотгривенной купюры: «Мы оценивали общий вид банкноты.
Очень современно она выглядит в контексте мировой символики. Не придумывайте только, что этот треугольник — символ масонов. Это «Всевидящее око», оно передает христианскую символику». Павел Вялов, Великий Магистр Международного Ордена Святого Станислава, которому приписывали масонскую деятельность, тоже склоняется к христианской версии: «Христианская символика оперирует понятием «Око Господне» как символом божественного всезнания, всеведения, мудрости, судьбы, промысла божьего и провидения».
Зато настоящие масоны в этом символе видят «каноническую Дельту» «вольных каменщиков». Тем более что одно из условий посвящения в братство — вера в Бога, безотносительно к религии. А большинство символов ордена пересекается с символами иудаизма и христианства. Наверняка двойной смысл знака понимали и в НБУ.
Один из тогдашних заместителей председателя Нацбанка Александр Савченко высказал «ВД» свои предположения на этот счет: «Сковорода был интегрирован в популярные тогда философские школы, являлся членом нескольких обществ. Кто-то называл их масонскими или рыцарскими, но сейчас уже трудно сказать об этом что-то достоверно. Эти общества имели свои знаки. Это было модно и соответствовало духу времени. Видимо, Сковорода действительно видел в этой символике что-то особенное. Но не думаю, что разработчики купюры понимали под этими символами нечто более глубокое».
Как бы там ни было, а знак, изображенный на гривне, настолько же христианский, иудейский или египетский, насколько и масонский. Хотя настоящие масоны к его появлению на украинской банкноте имеют лишь косвенное отношение. Представители Нацбанка в беседах с «ВД» признавались, что утвердили «Всевидящее око», поскольку считали, что оно осовременит дизайн купюры. Возможно, по аналогии с пирамидой на долларе. Или треугольником на храмах Кубы. Теперь каждый, кто хоть раз использовал купюру в 500 грн., непосредственно прикоснулся к одной из самых странных тайн украинской финансовой системы.
Просмотров: 6555
Источник: http://discussiya.com/2010/09/07/500-griven/