Читайте также
А.Л.Никитин. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг.
АНТОНОВА Анастасия Андреевна (1891 - после 1928)
Антонова Анастасия Андреевна (фамилия по отцу) родилась в 1891 г. в деревне Бужерово Костромской губ., Галичского уезда, Сретенской волости, крестьянка; образование среднее; в 1910-11 гг. - машинистка в Иркутском окружном инженерном управлении; с 19113 по 1915 г. помощник делопроизводителя на политехнических курсах в Петрограде; с 1915 по 1919 г. машинистка и делопроизводитель в нефтяных предприятиях в Петрограде, а по национализации - в Главном нефтяном комитете; с 1919 по 1922 г. - делопроизводитель в Райупрсплавтранспорте и областном в Ленинграде; с 1924 по 1925 г. делопроизводитель в кооперативном товариществе "Аргус". Замужняя, детей нет. Адрес - Зверинская ул. 40/42, кв. 33. Впервые вызвана на допрос 19.03.26 г. и отпущена под подписку о невыезде. Постановлением ОСО КОГПУ от 18.06.26 г. приговорена к высылке в Комиобласть сроком на 3 года, однако 21.07.26 г. высылка была "приостановлена до особого распоряжения". Постановлением от 24.08.28 г. по отбытии срока получила поражение в праваз ("минус 6") с прикреплением к определенному местожительству и в сентябре 1928 г. из Коми была направлена в Тверь. Дальнейших сведений о судьбе нет.
Показания АНТОНОВОЙ А.А. 19.03.26 г.
Показываю, что в конце 1923 г. или в начале 1924 г., месяца не помню, ко мне явился мой знакомый, студент-медик Георгий Яковлевич ЗМЕЕВ, и сказал, что некий Борис Львович КИСЕЛЕВ хочет собрать кружок и прочесть несколько лекций по оккультизму. Сказал также, что не имеет помещения, где можно было бы читать эти лекции. Мне было любопытно послушать, и я предложил свою квартиру.
Собирались от пяти до десяти человек. Лекций было десять, по одной в неделю. Все они были либо разбор евангелия, либо вообще на божественные темы о развитии духовных сил человека (разбор человека по планетам, животным и так далее). Один раз лекции сопровождались опытами магнетизма (хождение по начертанным на полу мелом линиям) и спиритизма (верчение столика). Лекции носили чисто деловой характер - пришли, прочли лекцию и ушли.
После лекций был назначен месячный перерыв, во время которого мне КИСЕЛЕВ предложил пойти на квартиру к Н.Г. СВЕРЧКОВУ, лично мне не знакомому. Когда я и еще одна барышня пришли на Лермонтовский, нас заставили прождать около часа, потом пришел СВЕРЧКОВ и провел нас к себе в спальню, и там, дав нам листок с обещанием не рассказывать, ушел. Да, предварительно был дан довольно неграмотно составленный катехизис послушника.
Через некоторое время пришел СВЕРЧКОВ, заставил нас подписать обещание и повел по коридору, где, постучав в дверь, видимо, по знаку ему, сказал, что "две души, ищущие света, желают войти». Ему разрешили. В комнате за столом сидел КИСЕЛЕВ с каким-то человеком, одетым как СВЕРЧКОВ в шапочке и со значками. В углу был сделан алтарь, где опять висел такой же значок и стояло семь или пять свечек. Нас заставили прочесть катехизис, потом КИСЕЛЕВ читал молитвы на каком-то языке, потом сказал слово о значении нашего посвящения (о котором мы обе не знали). Был перерыв, после которого беседовали, производили опыт массового внушения (не удавшийся), заставляли ходить по начертанному на полу кругу с завязанными глазами и так далее.
От КИСЕЛЕВА сильно пахло водкой. На меня все это произвело отвратительное впечатление, и я на другой же день послала КИСЕЛЕВУ ругательное письмо, говоря, что мне совершенно не нужны все эти масонские посвящения, что, по-видимому, он сам не серьезно относится к этому, т.к. в комнате были пьяные. Он мне ответил, что он очень жалеет, что я ухожу, что масонского тут ничего нет, и что в комнате просто пахло лаком, т.к. это была мастерская художника. На этом мое знакомство с ними всеми было окончено. Никаких денежных взносов при мне не было.
Показания писала собственноручно.
А.Антонова
19.03.26 г.
Допросил Уполномоченный 3-го отделения СОЧ Денисов
[АУФСБ РФ по ЛО, № 12517, л. 271 — 271об]
Следователю ГПУ ДЕНИСОВУ
от КИСЕЛЕВА Б.Л.
Довожу до Вашего сведения, что в мою камеру был посажен 18-го марта известный Вам АСТРОМОВ Борис Викторович, который в разговоре со мной на оккультные темы говорил, что следователь ДЕНИСОВ — человек образованный, безусловно теоретически осведомленный в оккультизме, но упорный материалист и неверящий в практическую ценность и очевидность оккультизма. При этом АСТРОМОВ сказал, что хорошо было бы более просветить тов. ДЕНИСОВА в оккультном отношении, дабы он поверил в правоту оккультизма, но, к сожалению, этого сделать нельзя, т.к. тов. ДЕНИСОВ упорный материалист. Считаю своим долгом довести это до Вашего сведения, дабы предупредить попытку АСТРОМОВА подействовать на Вас во время допроса.
23.03.26 г.
Б.Киселев
Включить в следдело. Уп[олномоченный 3-го отделения СОЧ] Денисов
23.03.26 г.
Показания КИСЕЛЕВА Б.Л. 23.03.26 г.
В дополнение к предыдущему показываю:
В протоколе одного из предыдущих допросов врал по пункту о том, что не производил никаких спиритических и магических опытов и действий. Фактически дело обстояло так: когда я работал еще у АСТРОМОВА, то по его распоряжению производил посвящение в его Орден следующих лиц: СВЕРЧКОВА Н.Г., ГРЕДИНГЕРА В.Ф., КАЗАНСКОГО П.В., КАНЕВСКОГО А.М., ЕГОРОВА А.А., АНТОНОВОЙ А.А., СВЕРЧКОВОЙ М.Г., КУЧКОВА И.О.
В это же время проделывались разные опыты: магнетические с меловыми чертами, передача мыслей и спиритические сеансы.
Когда я работал самостоятельно, то посвящений не производил, вышеизложенные же опыты повторял. Когда брат Марии Георгиевны СВЕРЧКОВОЙ передавал мне ее для оккультной подготовки, то предлагал более серьезно заняться ее оккультным воспитанием, т.к. у нее, мол, большие медиумические способности. Приняв это во внимание, я проверял их на опыте: заставлял смотреть в стакан с водой, упражнять зрение на кристалле, пробовал ее гипнотизировать, причем не совсем удачно, а именно: опыты ослабления воли в бодрственном состоянии удавались, в сон же она не погружалась. Спиритические сеансы в конце начали удаваться, т.к. столик двигался. Думаю, что опыты удавались благодаря присутствию на них медиумичной СВЕРЧКОВОЙ.
Неоднократно СВЕРЧКОВ Николай Георгиевич рекомендовал мне воспользоваться нервностью сестры и сделать из нее сомнамбулу.
Признаю, что руководя изложенным, внедрял суеверия в членов кружка, расшатывал их нервную и психическую систему, чем приносил безусловный вред обществу.
Вышеизложенное записано со слов моих правильно, в чем и подписываюсь.
Б.Киселев
23.03.26 г.
Допросил Алексеев
[АУФСБ РФ по ЛО, № 12517, л. 277 — 277об]
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 3064