Читайте также
Чарлз Райт Миллс. Властвующая элита
III. "Четыреста семейств" центральных городов
Маленькие города берут пример с больших, но с кого берут пример большие города? Америка - это страна, не имеющая настоящей столицы, такой, как Париж, Рим, Лондон; в ней нет такого города, который одновременно являлся бы светским и финансовым центром страны и ее политической столицей. Территориальные сообщества мелких и крупных городов Америки лишены были исторического арбитра, который официально и раз навсегда мог бы удостоверить, какие семьи в них принадлежат к числу избранных.
Политическая столица Америки не является тем центром, в котором сосредоточена высшая знать; столичное общество не является даже существенной частью светского общества страны. Сделать политическую карьеру - это еще не значит сделать светскую карьеру. Финансовым центром страны стал Нью-Йорк, а не Вашингтон. Насколько все выглядело бы иначе, если бы с самого начала один какой-нибудь город соединил в себе особенности Бостона, Вашингтона и Нью-Йорка и утвердился бы в качестве великой политической, финансовой и светской столицы страны! Тогда семьи, собиравшиеся у супруги Джона Джея (см. "Список званых обедов и ужинов за 1787 и 1788 гг."), салон которой объединял людей высокого происхождения, большого богатства и политического влияния, до сих пор остались бы, возможно, в числе всеамериканских цензовых элементов и выглядели бы в этом качестве вполне по-современному.
И все же, несмотря на отсутствие официального, сосредоточенного в столице, объединяющего центра, в наши дни - 170 лет спустя - в крупных американских городах живет и преуспевает вполне различимый высший общественный класс, который во многих отношениях представляется крепко сплоченным. В Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Балтиморе и Сан-Франциско существует крепкое ядро старинных богатых семей, окруженное менее сплоченными прослойками богачей более поздней формации. Это старинное ядро, которое в Нью-Йорке, как утверждал некогда Уорд Мак-Аллистер, бард и поклонник миссис Астор, насчитывает 400 семейств, не раз пыталось утвердить себя в качестве законодателя светского общества всей Америки; были, возможно, времена, когда оно почти добивалось этого. В наше время успех притязаний этой прослойки на всеамериканское признание - в той мере, в какой они базируются на высоком происхождении, - весьма проблематичен. Однако едва ли можно сомневаться, что у тех, кто принадлежит к среде "четырехсот семейств" центральных городов, так же как и у их провинциальных собратьев, имеются накопленные преимущества (являющиеся результатом взаимодействия объективных благоприятных факторов и умственной натренированности), позволяющие им создавать и поддерживать в каждом поколении жизненный уклад социальных верхов. Во всех больших городах эти верхушечные группы ориентируются в первую очередь друг на друга.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 6131