Чарлз Райт Миллс.   Властвующая элита

5

Основателями большинства американских старинных и знатных родов были люди, разбогатевшие еще до гражданской войны; впоследствии этот социальный круг пополнился за счет тех, кто разбогател после гражданской войны. Высший класс центральных городов, сформировавшийся из этих старинных богатых семей, не являлся раньше и не является ныне прочной кастой с фиксированным составом семей, непременно отличающихся знатностью происхождения; и тем не менее это не помешало ему превратиться в обладающий многими однородными чертами и сильным чувством единства высший класс, влияние которого распространяется на всю страну. Если в него вступают новые семьи, то это всегда богатые семьи; сыновья и дочери людей из этого класса, принадлежат ли они к богачам старой или новой формации, посещают закрытые учебные заведения одного и того же разряда и, как правило, вступают в брак с людьми своего класса. Они принадлежат к одним и тем же ассоциациям при колледжах Лиги Айви, поддерживают светскую и деловую связь друг с другом через сеть столичных клубов. В каждом из центральных городов страны они считаются друг с другом, если не как люди во всем равные, то как люди, имеющие много общего; в биографии другого каждый из них находит черты своей собственной биографии; занимаясь своими коммерческими делами в маклерских фирмах, банках и корпорациях, они проникаются сознанием того, что всем им приходится служить одним и тем же интересам. В той мере, в какой деловая жизнь становится в подлинном смысле слова общенациональной, экономические функции людей из социальных верхов становятся сходными и даже взаимозаменяемыми; в той мере, в какой политические проблемы становятся в подлинном смысле общенациональными, политические мнения и политическая деятельность высших классов приобретают черты прочного единства. Все те силы, которые превращают конфедерацию территориальных сообществ в централизованное государство и раздробленные предприятия во всеамериканские корпорации, способствуют вместе с тем сближению функций и интересов и укреплению социального единства прослойки "четырехсот семейств" центральных городов.

Среди социальных верхов имеются ныне группы людей, имеющие отношение к различным областям высокой политики; их заботы разделяют вместе с ними кое-кто из их соклубников, их родственники, фирмы, в которых они участвуют, адвокатские конторы, ведущие их дела. Эти вопросы служат темой бесед за обеденным столом, где члены семьи и коллеги по клубу обсуждают вопросы высокой политики совершенно запросто. У этих людей, выросших вместе и вполне доверяющих друг другу, личная близость сочетается с уважением к специальным интересам каждого члена своего круга, как человека, принадлежащего к верхам и делающего политику в той сфере могущества и ответственных решений, в которой он подвизается.

Эти люди проникают в командные круги учреждений, наделенных властью. Многообещающий молодой человек из подобной семьи начинает свой путь, ведущий к высокой политической карьере, скажем, в государственном департаменте; один из его кузенов в свое время выдвинулся на крупный административный пост в совете директоров одной корпорации; его дядя сделал блестящую карьеру во флоте, второй кузен должен вот-вот получить место ректора одного из ведущих колледжей.И само собой разумеется, что за спиной молодого человека еще стоит издавна обслуживающая его семью адвокатская фирма, компаньоны которой находятся в тесном общении с обслуживаемыми клиентами и принимают близкое участие в делах и заботах, с которыми те сталкиваются.

Вот почему сугубо, казалось бы, общественные проблемы, относящиеся к компетенции крупнейших и важнейших учреждений, переплетаются в социальных верхах с чувствами и заботами малочисленных, тесно связанных между собой семейственных групп. Мы имеем здесь дело с одной из очень важных функций, выполняемых в социальных верхах семьей и школой: "закулисная" форма контактов является одним из Средств негласной координации деятельности социальных верхов, осуществляемой путем интимного общения. Это имеет значение еще и в том отношении, что юноши и девушки из этих кругов присутствуют за столом при разговорах людей, делающих политику, и им, таким образом, прививаются притязания и особые, не приобретаемые в школе, навыки власть имущих. Короче говоря, они впитывают в себя так называемое искусство "вершить" дела. Они незаметно проникаются стремлением принадлежать в будущем - а то и убеждением, что они уже принадлежат, - к "тем, кто решает".

Нити дружбы, завязавшейся в школах, в клубах при подготовительных школах и колледжах, а впоследствии во влиятельнейших светских и политических клубах, связывают между собой различные семьи из среды социальных верхов, а также их фирмы и конторы. И во всех этих домах и учреждениях мы находим людей, которые будут действовать или уже действуют в высших сферах современного общества.

Закрытые школы, клубы и курорты социальных верхов являются закрытыми не только потому, что лица, для которых они предназначены, - снобы. Такого рода учреждения и ассоциации играют большую роль в формировании характера людей из высшего класса и - что еще более важно - способствуют взаимному объединению различных кругов высшего общества с помощью тех личных связей, которые в них естественным образом завязываются.

Так, многообещающий студент-юрист после окончания подготовительной школы и Гарварда сначала служит, скажем, "клерком" при одном из членов Верховного суда, затем юристом в корпорации, потом работает по дипломатической линии и, наконец, снова возвращается к юриспруденции и служит в адвокатской фирме. В каждой из этих сфер деятельности он встречается и знакомится с людьми одной с ним породы; через всю его жизнь тянутся в виде своего рода непрерывной цепи всякого рода связи - связи со старинными друзьями его семьи и школьными товарищами, с людьми, с которыми он встречается в клубе за обедом и во время ежегодных поездок на курорты.В каждом из этих кругов, где он вращается, он обретает и проявляет веру в свою способность судить и решать; эта вера поддерживается тем, что он легко может черпать из жизненного опыта и духовного багажа людей, равных ему в социальном отношении, пользующихся весом во всех важных институтах и во всех важных областях общественной жизни. К человеку, принятому в таких кругах, никто не повернется спиной, даже если он находится в весьма трудных обстоятельствах. В избранном обществе любого уголка страны он чувствует себя "своим"; его внешность ясно говорит о его социальном положении; его разговор и манеры свидетельствуют о надлежащем воспитании; круг его друзей служит доказательством того, что достойные люди считают его своим, и вместе с тем - доказательством неизменной проницательности, проявляемой им в подборе товарищей.

<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 2953


Возможно, Вам будут интересны эти книги: