Читайте также
Чарлз Райт Миллс. Властвующая элита
6
В ранних поколениях мультимиллионеров все дело решал "счастливый куш", который обычно срывали при помощи чужих денег. В более поздних поколениях дело решает уже не "счастливый куш", а накопление преимуществ в мире корпораций, базирующееся на позиции, полученной в наследство от отцов и дедов. При изучении последних трех поколений мультимиллионеров эта тенденция выступает совершенно отчетливо: в наши дни только 9% крупнейших богачей происходят из низов.
Выходцы из средних классов составляют всего 23%, выходцы из высших классов - 68%.
Интегрирование экономики США развертывалось на континенте, изобиловавшем естественными ресурсами и быстро заселявшемся иммигрантами; оно протекало в рамках таких правовых и политических институтов, которые призваны были предоставить и могли предоставить частным лицам возможность осуществить это интегрирование. Они его осуществили. И в ходе выполнения своей исторической миссии по созданию (в интересах системы капиталистической наживы) основ современной индустрии и мира корпораций некоторые из них стали обладателями огромных американских состояний. Они стали мультимиллионерами, живущими и действующими в рамках экономики, базирующейся на частных корпорациях.
В ходе практической реализации могущества, заложенного в их богатствах, и поисков орудий защиты последних мультимиллионеры включились в высшие корпоративные круги американской экономики XX в.; в этих кругах они ныне глубоко окопались. Не единоличные состояния мультимиллионеров, а крупные корпорации являются опорными конструктивными узлами системы частного богатства, с которыми различным образом связаны индивидуальные носители богатства и собственности. Корпорация - это источник богатства и опора непрерывной власти и привилегий богатства. Все люди и семьи, обладающие огромными состояниями, причастны в наше время к крупным корпорациям, в которые вложена их собственность.
Мультимиллионеры, получившие свои состояния по наследству, и мультимиллионеры, сами накопившие свои состояния, - обе эти группы, как мы видели, не превратились в праздный с экономической точки зрения класс ленивых и изнеженных богачей.Есть, конечно, среди них и такие, но почти 3/4 крупнейших богачей нашего времени остаются в той или иной мере, в той или иной форме экономически активными. Их экономическая деятельность, несомненно, связана с корпорациями; она сводится к участию в учреждении корпораций, оперативному управлению и общему руководству корпорациями и к соучастию в их спекуляциях.
Процесс вступления богатейших семей в мир корпораций имел и другой аспект: в этом мире к ним присоединились профессиональные управляющие корпоративной собственностью, которые, как мы скоро увидим, и сами не лишены собственности и, в сущности, не образуют собой особой разновидности экономических деятелей, совершенно отличной от крупнейших богачей. Организационный центр имущих классов, безусловно, расширился, чтобы включить в себя наряду с силами, сосредоточенными в богатствах мультимиллионеров, новые силы. Система частной собственности, в которой богачи играют столь важную, решающую роль, усилилась в результате реорганизации методов управления собственностью. В этой системе появились новые, дополнительные силы, воплощенные в прослойке администраторов, подвизающихся внутри отдельных крупных корпораций и в сфере их взаимных отношений, - администраторов, энергично защищающих общие интересы богачей из мира корпораций.
Мультимиллионеры - если говорить теперь об их положении в системе распределения общественного престижа - постепенно заняли главенствующее положение в прослойке "четырехсот семейств" различных центральных городов. Из 90 крупнейших богачей поколения 1900 г. только 9 были включены в список, составленный в 1892 г. Уордом Мак-Аллистером, но примерно половина семей, числящихся в нашем перечне мультимиллионеров этого поколения, имеет потомков, значившихся в 1940 г. в "светских регистрах" Филадельфии, Бостона, Чикаго и Нью-Йорка. Крупнейшие богачи задают ныне тон среди "четырехсот" центральных городов. Они принадлежат к их клубам; многие из них лично и почти все их дети учились в Гротоне, а затем в Гарварде или в аналогичных учебных заведениях. Из 15 достигших студенческого возраста сыновей 10 крупнейших богачей поколения 1900 г. (выделенных Фредериком Льюисом Алленом в качестве ведущих финансистов 1905 г.) 12 обучались либо в Гарварде, либо в Иеле; остальные три - в Амхерсте, Броуне и Колумбии.
Мультимиллионеры не одни царят на вершинах зримых и всем известных иерархий. Но тот факт, что рядом с ними там имеются другие деятели и иерархии, действующие в мире корпораций и в государственной сфере, не означает, что их вытеснили. Экономические и социальные позиции мультимиллионеров не были подорваны. После кризиса 1929 г. и периода "нового курса" мультимиллионерам пришлось сотрудничать с квалифицированными юристами (как внутри очередных правительств, так и вне их), услуги которых имеют для них существенное значение по линии уклонения от высоких налогов, обхода различных препятствий, связанных с государственным регулированием, в области осуществления планов слияния и реорганизации руководимых ими корпораций, получения военных заказов и в деле обработки общественного мнения. Они научились маскировать безответственный, в основном, характер своей власти всеми и всяческими видами защитной окраски, разыгрывая из себя либо провинциальных парней, выбившихся в люди, либо "государственных деятелей, стоящих на страже государственных интересов в промышленности", либо великих изобретателей, обеспечивающих народ работой и оставшихся вместе с тем простыми и славными ребятами.
Единственное, что изменилось, - это то, что мультимиллионеры стали теперь не так заметны, как они были заметны, например, для наблюдателей эпохи обличительной литературы конца XIX и начала XX века, давших нам последний из имеющихся в нашем распоряжении действительно всеобщих обзоров жизни и деятельности верхов американского общества. Отсутствие систематической информации и отвлечение внимания публики от ярмарки "человеческих интересов" приводит к тому, что нам начинает казаться, будто мультимиллионеры не играют больше в США никакой роли, и даже больше того - что они вообще не существуют. А между тем их все еще немало среди американцев, хотя многие из них скрываются в обезличенных организациях, с которыми крепко связаны их могущество, богатство и привилегии.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 2945