Чарлз Райт Миллс.   Властвующая элита

3

Если мы попытаемся проследить жизненные пути ведущих администраторов корпораций, то обнаружим, что люди эти подразделяются на несколько более или менее четко выраженных разрядов:

I. Одни из них - это предприниматели в строгом смысле этого слова, пустившие в ход или организовавшие предприятие на собственные или чужие средства; они растут как администраторы по мере того, как растет предприятие. Менее образованные, чем другие руководители корпораций, люди этого разряда начали, как правило, работать рано и за время своей работы переменили несколько компаний. По данным, старательно собранным СюзанКеллер, такой путь прошло 6% всего числа ведущих администраторов состава 1950 г.

II. Некоторые из нынешних ведущих администраторов начали свою карьеру в компаниях, принадлежавших их родителям или родственникам, и заняли свои должности в порядке наследственной преемственности. В большинстве своем эти люди начинают работать в более позднем возрасте, чем другие администраторы, и чаще всего работают в одной компании, в которой в конце концов и достигают высокого положения. Однако, прежде чем занять командный пост, им часто приходится работать в этой компании длительное время. Около 11% администраторов состава 1950 г. принадлежало ктакого рода "управляющим по наследству".

III. Следующие 13% начали свою карьеру вне сферы бизнеса вообще; они начали ее в качестве лиц свободных профессий - преимущественно юристов. Они стали президентами или председателями правлений корпораций благодаря своей профессиональной работе - обычно после того, как они добились успеха на своем профессиональном поприще. С развитием акционерной формы экономической деятельности - отмечал Уильям Миллер - корпорациям пришлось, с одной стороны, вступить в соприкосновение с юристами, работающими в правительственных учреждениях, а с другой стороны - "пользоваться все чаще и чаще юридическими советами в повседневных деловых решениях. Потребность в такой консультации стала настолько велика, что после 1900-х годов высокооплачиваемые юристы центральных городов все почти без исключения переключились в основном на юридическое обслуживание бизнеса в ущерб своей традиционной адвокатской деятельности; и многие из них поддавались на уговоры корпораций и становились штатными консультантами и даже администраторами корпораций". Успех корпорации зависит в наше время в значительной степени от максимального снижения ее налоговых платежей, от максимального расширения ее спекулятивных операций посредством всякого рода слияний, от завоевания контроля над правительственными органами, регулирующими деятельность корпораций, от ее влияния на центральные законодательные учреждения и законодательные учреждения отдельных штатов. Вот почему юрист стал центральной фигурой в крупных корпорациях.

IV. Через эти три формы начальной карьеры (самостоятельный предприниматель, администратор в семейном предприятии, лицо свободной профессии) прошло около 1/3 ведущих администраторов корпораций состава 1950 г. Жизненный путь остальных 68% не выходил за пределы мира корпораций и представляет собой многолетний период, заполненный переходами с одной ступени корпоративной иерархии на другую и из одного корпоративного круга в другой.

Два поколения назад люди, начавшие карьеру в качестве предпринимателей, составляли 36% всего состава ведущих администраторов - а в наши дни они составляют 6%; "управляющие по наследству" составляли тогда 32%, а ныне - 11%; доля людей, начавших свою карьеру в качестве лиц свободных профессий, за это время почти не изменилась (14% против 13). Вся карьера типичного крупного администратора складывается ныне из переходов, совершающихся внутри корпоративных иерархий и между ними; удельный вес людей подобной карьеры неуклонно и быстро повышался: с 18% в 1870 г. до 68% в 1950 г.

Если мы проанализируем особенности карьеры 900 лиц, стоявших в 1950 г. во главе крупнейших корпораций (это самая большая из всех групп современных руководителей корпораций, чьи карьеры подвергались исследованию), мы найдем, что большинство из них начало свою работу в крупных компаниях и что люди, не работавшие ни в какой другой компании, кроме той, которую они теперь возглавляют, образуют около трети всего состава. Значительное число работало в свое время в одной или двух других компаниях и более 20% - в трех-четырех других компаниях. В ходе своего восхождения на вершины административной иерархии эти люди, следовательно, переступали обычно границы отдельных корпораций. Но даже в этих условиях средний возраст, в котором они поступили на работу в ныне возглавляемые ими компании, составляет 29 лет.

Как и можно было ожидать, судя по их образованию и происхождению, около 1/3 ведущих администраторов состава 1950 г. начинало свою работу в тех компаниях, которые они сейчас возглавляют, с административных постов. Более 1/3 (44%) начинало свою работу в различных "отделах". Следовательно, остальные 24% начинали в качестве клерков или рабочих. Не следует, однако, делать слишком поспешных выводов из этой цифры. Пребывание на низких должностях само по себе ни о чем не говорит, в особенности если мы примем во внимание происхождение и образовательный ценз этих администраторов. Прохождение кратковременной практики в качестве клерка или - еще лучше - в качестве простого рабочего на заводе, с тем чтобы "изучить дело", стало для некоторых семей и некоторых компаний своего рода ритуалом. Во всяком случае, многие из главных администраторов начинали с административных должностей; многие из тех, которые поступили в свою корпорацию в более молодом возрасте, начинали работу в одном из специализированных отделов. Так, например, более 1/3 из числа ведущих администраторов, которым в 1950 г. было меньше 50 лет, работало до получения командных постов в отделах сбыта.

Таковы внешние факты, характеризующие карьеру ведущих администраторов корпораций. Но внешние факты, как бы мы их ни складывали, не могут дать представления о закулисной стороне крупной административной карьеры. Мы видели пока такие факты, как медленное продвижение по чиновно-бюрократической лестнице или же скачок от предпринимателя к администратору. Но здесь действовали и такие пружины, как подкуп, сильная протекция, маневры различных клик. Такие слова, как "предприниматель" и "чиновник", столь же мало способны выразить реальные пружины большой административной карьеры в мире корпораций, как и реальную механику завоевания огромных состояний. Они, как мы уже отмечали в главе о "богатейших из богатых", являются словами, пригодными лишь для изображения карьеры людей из среднего класса, и выражают ограниченные возможности этого класса.

Слово "предприниматель" ассоциируется у нас с представлением о человеке, который, действуя в условиях постоянного риска и опасностей, организует предприятие на основе трезвого расчета и заботливо печется о его развитии в крупную компанию. Если же говорить о корпорациях 1950 г., то под "предпринимательской" деятельностью корпоративной элиты гораздо точнее будет понимать заключение всякого рода финансовых сделок, ведущих к слиянию одной группы предприятий с другой.

В наше время ведущие администраторы корпораций заботятся не столько о создании новых компаний, сколько об укреплении уже существующих. И, как указывал Роберт Гордон, они являются не столько людьми творческого склада, неутомимо идущими вперед, сколько специалистами по увязке решений, "визирующими решения, которые приходят к ним на подпись... от подчиненных; они проявляют все меньше и меньше инициативы".

В исследованиях, посвященных административной верхушке корпораций, такую карьеру обычно называют "чиновничьей", но если строго говорить, то это неверно. Чиновно-бюрократическая карьера в собственном смысле этого слова не означает всего лишь постепенное восхождение по служебной лестнице. Это, несомненно, один из ее признаков; но вместе с тем такая карьера предполагает - и это более важный признак - получение определенной и специальной подготовки к каждой занимаемой должности. Обычно требуется пройти с этой целью специальный курс обучения и сдать экзамены, чтобы получить аттестацию. Понятие чиновно-бюрократической карьеры подразумевает также, что люди стараются получить более высокое жалованье, но никак не надеются получить в собственность хотя бы часть предприятия, не рассчитывают приобрести некую долю накопленной собственности данного предприятия с помощью тантьем, покупки акций в рассрочку, щедрой пенсии и страховых премий.

Слово "чиновник", применяемое для характеристики людей из высших звеньев администрации современных корпораций, так же вводит в заблуждение, как часто вводит в заблуждение слово "предприниматель", применяемое для характеристики крупнейших богачей нашего времени. Процесс умножения богатств кандидатов в крупнейшие богачи и процесс выдвижения будущих ведущих администраторов явно переплетаются между собой в мире "политики" корпоративных клик. Если вы выдвинулись в отдельных иерархиях из мира корпораций и в сфере их взаимных отношений, то это просто значит, что на вас пал выбор вашего начальства - административного и финансового, - и не существует никаких точных, безличных правил выдвижения, которые были бы связаны с квалификацией или старшинством и были бы известны всем заинтересованным в этом лицам.

Люди, сделавшие карьеру в высших сферах корпораций, не являются ни "чиновниками", ни "предпринимателями"; эта среда состоит, с одной стороны, из денежных тузов (включая биржевых спекулянтов) и крупнейших американских богачей, а с другой - из администраторов, занимающих такие посты, которые дают им возможность "делать деньги". Богачи сами по себе уже не вправе были бы сказать в наше время то, что изрек в 1882 г. Уильям Вандербильдт: "Плевать на всех!" И профессиональные администраторы сами по себе тоже не могли бы этого сказать. Но те и другие вместе, как люди, образующие ряд всемогущих клик из мира корпораций, были бы вправе сказать все, что им угодно, - хотя, правда, в наши дни они слишком осторожны в своем обращении с общественным мнением, чтобы говорить такие вещи, да им и нет надобности высказывать эту истину.

<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 2914


Возможно, Вам будут интересны эти книги: