Читайте также
Чарлз Райт Миллс. Властвующая элита
5
Не следует думать, что немногие и узкие ячейки активной общественности, которые еще существуют, или хотя бы народные массы США разделяют консервативные умонастроения интеллигенции. Но не следует также думать, что у них прочно сложились истинные представления об американской элите. Их представления расплывчаты и вращаются главным образом вокруг общественного положения и богатства элиты, а не вокруг ее власти. И сводятся они к чисто моральным оценкам, выдержанным в духе политической обывательщины.
Сомневаться в моральной чистоплотности высокопоставленных и могущественных кругов - это, несомненно, старинная американская традиция. Порой, как, например, в течение 30-х годов, это недоверие относится главным образом к богачам из мира корпораций, которых тогда называли экономическими роялистами; порой, как, например, в межвоенный период, оно относится к адмиралам и генералам; а в любое время оно хотя бы в малой степени относится к политическим деятелям.
Следует, конечно, критически относиться к диковинным выдумкам и легковесным обвинениям, фигурирующим в речах, произносимых во время избирательных кампаний. И все же достаточно упорное внимание, уделяемое в деловых и правительственных кругах таким явлениям, как "коррупция", говорит о широко распространенном беспокойстве по поводу состояния общественной морали и личной добропорядочности в высших сферах и свидетельствует, что дело это стало предметом скрытых забот почти в каждой области американской жизни.
К этим областям относятся военные и политические институты, а также институты, имеющие непосредственное отношение к экономике; сюда же относится и элита как совокупность руководителей этих важнейших институтов и как группа частных лиц. Множество мелких разоблачений, обостривших моральную тревогу у тех, кто еще способен тревожиться по поводу подобных вещей, показало, какого широкого распространения достигает аморальность в общественных делах.
Каких только элементов высших кругов или элементов, претендующих на принадлежность к этим кругам, не коснулись эти разоблачения! Можно теоретически допустить, что все эти случаи, обратившие на себя недолгое внимание общественности - или по крайней мере все установленные случаи коррупции, - представляют собой из ряда вон выходящие явления. Но, с другой стороны, американское общество чувствует, что чем выше занимаемое тем или иным лицом положение, тем меньше у него шансов попасться. Чувствуется, что все эти мелкие случаи отражают собой нечто более значительное, что их корни идут глубже и обрели теперь прочную почву в образе жизни высших и средних американских кругов. Но в условиях функционирования массовых средств отвлечения это ощущение быстро исчезает, не причиняя ущерба тем, кто его порождает. Надо иметь в виду, что недоверие, питаемое в Америке к лицам, занимающим высокое и влиятельное положение, не зиждется на какой-либо доктрине и лишено политической заостренности; это недоверие, не выходящее за пределы ожидания очередных разоблачений, воспринимаемых в той или иной степени широкой публикой как нечто само собой разумеющееся. Коррупция и злоупотребления, мелкие или крупные, суть факты, безусловно наблюдающиеся в высших кругах, и зачастую даже факты, характеризующие самую сущность общественной деятельности многих людей из этих кругов. Но вместе с тем атмосфера аморальности, окружающая в наши дни американское общество, связана также с отсутствием должной общественной реакции на подобные факты. Нездоровые явления в общественной жизни нашего времени не вызывают действенного морального негодования; на смену старой буржуазной морали в Америке пришла аморальность в верхах.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 2816