Читайте также
под ред. А. Черинотти. Розенкрейцеры: из молчания – свет
Традиция
Слово «традиция», которое этимологически связано с понятием наследования, а в общепринятом смысле означает постоянство во времени, относится к терминам, несущим наибольшую идеологическую нагрузку. Для тех, кто воспринимает знание как очередной шаг человечества по пути бесконечного прогресса, традиция - это препятствие, особенно если её защитники, как часто бывает, объединяются с власть предержащими, которые, в свою очередь, видят в традиции средство подтвердить законность своей власти или же своих притязаний на нее (вспомним, например, случай с Галилео Галилеем).
Платон, римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Учение Платона, доказав свою жизнеспособность, было впоследствии переосмыслено и легло в основу различных философских школ и направлений (например, неоплатонизма) как в эллинскую эпоху, так и во времена Возрождения. Особенный интерес вызвало описание посвящения в «Федре»: инициация, позволяющая выйти за пределы «человеческих дел» и, вместо того чтобы «по невежеству и наивности творить зло», устремиться к «божеству», обитающему «в чистом свете».
Однако те, для кого знание - это прежде всего привилегия божества, полагают, что человеческое существо способно проникнуть в тайны мироздания лишь в свете священного знания, с помощью откровения или магии; для этих людей традиция объединяется с Истиной и выходит за отведенные человечеству пространственно-временные границы. Следствием этого является убежденность в неизменности и преемственности того знания, которое мы называем термином герметизм или, в более широком смысле, эзотеризм.
Поскольку история розенкрейцерства тесно переплетается с историей герметизма, необходимо упомянуть о его истоках. Слово «герметизм» связано с именем Гермеса Трисмегиста, легенда о котором получила распространение во II в. н. э., на закате эллинизма.
Легендарный Гермес Трисмегист. Гравюра первой половины XVII в.
Видны многочисленные символы, характерные для герметизма.
Философские школы Средиземноморья охотно включали в наследие, оставленное классической античной философией, значительную часть возникших на окраинах Римской империи восточных учений, особенно тех, которые касались теософии, магии и астрологии.
«Кризис античного мира обострил интерес к эзотерическим учениям. Не достигнув кристальной концептуальной ясности античной философии, они тем не менее - а может быть, именно благодаря этому - подчеркивают ограниченность классической философии, слишком абстрактной и равнодушной к проблемам отдельного человека... Мистицизм, магия и астрология нашли благодатную почву во всех слоях общества; распространяясь по империи, они вступили в соперничество с нарождающимся христианством. Припадая к источникам мудрости, человек полагает, что, чем древнее они, тем больше в них святости и авторитетности. Персидская магия, халдейская астрология, египетская религия послужили источником откровений еще in illo tempore (в незапамятные времена) и положили начало сложной, многоликой традиции, которая не могла не повлиять на философию антиков. Герметико-алхимическое знание призвано вернуть человеку целостность, ибо оно открывает нам тайны, возвращающие нас к истокам. Будущее отражается в прошлом, и круг замыкается» (К. Пранди. Статья «Традиции». «Энциклопедия». Турин, 1981).
«Легенда» о Гермесе Трисмегисте довольно сложна. Некоторые исследователи даже отождествляют его с египетским богом Тотом, которого греки уподобляли Гермесу (у римлян - Меркурий); этот античный бог, получивший от брата Аполлона кадуцей (волшебный жезл, обвитый двумя змеями, который часто можно увидеть на иллюстрациях в алхимических книгах), был покровителем различных видов человеческой деятельности, в том числе искусства и науки. Посланник богов, он считался также создателем алфавита, чисел и системы мер; египетский Тот, изобретатель письменности и счета, также покровительствовал наукам и искусствам, а слово «трисмегист» (что означает «трижды величайший», или, как пишет автор «Изумрудной скрижали», «тот, кто несёт в себе все три части мудрости целого мира») было у египтян именем нарицательным для всех богов.
Существует мнение, что фигура Гермеса Трисмегиста имеет отношение к трём легендарным персонажам, которых объединяет право хранить и передавать мудрость, полученную в результате посвящения.
Один из них, внук Адама, якобы живший ещё до Всемирного потопа, написал немало различных сочинений и возвел пирамиды. Второй, рожденный в Вавилоне, был искушен в тайнах математики и священной геометрии; он передал их Пифагору. Третий персонаж, житель Египта, был не только выдающимся математиком, но и философом и врачевателем; он заложил основы алхимического знания (действительно, алхимию называют также герметическим искусством).
Гермегизм не исчез вместе с цивилизацией, породившей его, а продолжал жить, «замаскировавшись» (выражение Дж. Эвола, одного из самых противоречивых персонажей современного эзотеризма), на протяжении всего Средневековья. Претерпевая гонения, он противостоял универсализму Римской церкви, которая, объявив себя единственной хранительницей Божественного откровения, ополчалась против любой мысли, противоречащей её доктрине.
Гравюpa XVII в., демонстрирующая мистериософский смысл понятия «традиция»: рука, которая «передаёт»; но вместе с тем это рука, обладающая глазом, что символизирует возмoжность «видеть», т. е. в духовном смысле, «знать» (индоевропейский корень vid (вид) означает как «видеть», так и «знать»). В некоторых мифах Востока такое сочетание символизирует «акт ясновидения». (Энель. «Священный язык». Париж, 1932).
Достаточно вспомнить, к примеру, что Папа Иоанн XXII, осудивший в 1317 г. занятия алхимией своей декреталией «Spondent pariter», а в 1323 г. - буллой «Сum inter nonnullus», на протесты фратичелли и других групп, близких к радикальному крылу францисканцев-спиритуалов (они не признавали за своим орденом права владения собственностью), ответил тем, что передал их в руки инквизиции.
И всё же именно в Средние века на Западе появились первые переводы восточных эзотерических текстов, в том числе и знаменитой «Изумрудной скрижали» (см. текст в рамке на с. 10), авторство которой приписывают Гермесу Трисмегисту. По преданию, скрижаль была положена па могилу патриарха и найдена воинами Александра Македонского (говорят, что это место находилось в углублении Великой пирамиды Хеопса). Многие учёные, в том числе и П. Кортези, переводивший «Алхимию, или Трактат о философском камне», автором которого считается Фома Аквинский, подчеркивают важность появления на Западе этих текстов. Они особо указывают на тот факт, что возникновение средневековой алхимии (она считается герметической философией) по времени совпадает с завершением Робертом Честерским перевода на латинский язык арабского трактата «Книга о составе алхимии» (11 февраля 1144 г.).
Показательно, что термин «Средневековье», или «Средние века», с ярко выраженной негативной коннотацией ввели в обиход именно ученые Возрождения, т. е. времени, когда герметизм набрал силу.
Перед лицом глобального обновления мира, после долгих столетий так называемого мрака невежества, необходимо было найти ключ к пониманию Вселенной и испытать возможности человеческого духа.
В эпоху Возрождения верили, что Гермес Трисмегист действительно жил в древнейшие времена и был автором произведений, которые мудрецы хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.
Фигура не только мифическая, но и харизматическая, он стал посредником между современной алхимией, искусством и теософией и эзотерическими знаниями позднеантичной эпохи.
Миниатюра XV в. из Британского музея в Лондоне.
Алхимики трудятся под покровительством четырех великих мудрецов: Джабира, который жил между VIII и IX в. и был, как и Рази (третий персонаж слева направо), тесно связан с историей алхимии арабского мира. Второй – Арнольдо из Виллановы, живший во второй половине XIII в., а четвертый – сам легендарный Гермес Трисмегист.
С возвращением в обиход древнейших «архетипических» изображений, в том числе астрологических, стала обновляться и символика общения.
Многие ученые полагают, что культурные истоки учения розенкрейцеров следует искать именно в недрах эзотеризма эпохи Возрождения; на это предположение мы и будем опираться в нашем повествовании.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 3893