Читайте также
под ред. А. Черинотти. Розенкрейцеры: из молчания – свет
«Миф об основании»
Излагая своё мнение об исторических корнях розенкрейцеров, известный учёный Элемир Золла обращается к Джону Ди (см. главу «Джон Ди»), к его показательному суждению об образе Просперо из драмы Шекспира «Буря», т. е. доброго волшебника, который использует свою власть не для того, чтобы отомстить врагам, а чтобы заставить их исправиться.
«Елизавета I». Неизвестный художник (Национальная портретная галерея. Лондон). На крахмальном воротнике в качестве украшения приколоты розы.
Ди, вместе с придворными поэтами, внёс свой вклад в мифологизацию королевы Елизаветы I, представляя её за пределами страны как Деву Астрею чистой религии. (В греческой мифологии богиня Астрея, дочь Зевса и Фемиды, олицетворяла доброту и справедливость, царившие в «золотой век». Она спустилась с Олимпа на землю, чтобы помочь смертным развить эти качества, но их поведение вызвало у неё отвращение. Увидев, что смертные пренебрегают принесёнными ею дарами и попирают их, богиня вернулась на небо и с тех пор сияет в созвездии Девы.)
В 1603 г. великая королева умерла, и тогда, как считает Золла, розенкрейцеры вышли на сцену.
Их миф об основании, т. е. о находке нетронутой гробницы, содержащей тайны познания и власти, о чем говорится как в «Славе Братства» («Fama Fraternitatis») (см. главу «Трактаты "Слава Братства" и "Признание Братства"»), так и в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» (см. главу «Химическая свадьба»), по мнению Золла, имеет византийские корни. «Братство» пришло в действие, чтобы осуществить «план Новой Атлантиды» Френсиса Бэкона (см. главу «Новая Атлантида»), поместившего мастерскую прикладных наук в центр Идеального государства, управляемого императором-философом.
Считая образцом такого императора Фридриха Гессенского, они устроили ему свадьбу с английской принцессой, а затем организовали избрание его на трон Священной Римской империи».
На этот брак возлагали большие политические надежды, особенно если учесть, что годом раньше, в 1612 г., безвременно скончался брат Елизаветы Генрих, покровитель искусств и наук, который, доведись ему стать королем Генрихом IX, мог встать во главе протестантских сил в борьбе с одиозной католической империей, управляемой папством и Габсбургами.
Видимо, розенкрейцеры, в соответствии с планом, составленным, возможно, при посредничестве того же Ди, который долго жил в Богемии и был знаком с наиболее влиятельными лицами, воспользовались восстанием и, поскольку власть в государстве формально оставалась выборной, предложили Фридриху корону Богемии с расчетом, что в будущем он возьмет на себя руководство империей (вспомним, что на гербе курфюрста (князя-избирателя) Пфальцского был геральдический лев.) По мнению Йейтс, Христиан фон Анхальт, советник Гейдельбергского двора, каббалист и алхимик, был если не главным автором этого плана, то уж точно его проводником на континенте.
Как видим, эта историческая реконструкция сделана с учётом того, что организация, остававшаяся в силу необходимости тайной в течение многих лет, решила опробовать свои силы в общественной деятельности и, прежде всего, оказать влияние на элиту, не подозревающую ни о ней, ни о её планах. Это вполне объясняет внезапное появление манифестов Братства Розы и Креста.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 3680