под ред. А. Черинотти.   Розенкрейцеры: из молчания – свет

Взгляд на Италию

Как представляется, значительную роль в появлении розенкрейцеров на исторической сцене сыграл ряд обстоятельств, происшедших в Италии, точнее в Венеции.

Венеция в конце XVI - начале XVII в. была главным оплотом оппозиции папству, имевшей в лице Паоло Сарпи (1552-1623) своего храброго паладина.

Паоло Сарпи

«Паоло Сарпи». Неизвестный художник XVI в. (Библиотека св. Марка).


Член Ордена сервитов, он занимался, помимо философии и теологии, математикой и другими науками, одновременно поднимаясь по иерархической лестнице своего ордена (в 1585 г. он был избран генеральным прокуратором в Болонье). Переехав в Рим, он познакомился с наиболее влиятельными людьми, такими как иезуит Роберто Беллармино (самый образованный и подготовленный оппонент реформаторов), и прожил там до 1589 г., чувствуя, как постепенно в нем нарастает отвращение к городу, где процветают только «слуги удовольствий и барыша».

В Венеции он продолжил занятия наукой, познакомился с Галилеем и Джордано Бруно, углубил связи, завязавшиеся в 1575 г. со сторонниками кальвинизма из окружения французского посла Арно дю Феррье.

Этим Сарпи навлек на себя второй донос, направленный в Трибунал инквизиции (первый сделал один из братьев его ордена в 1573 г.); он вновь был оправдан, но в Риме за ним так и тянулся шлейф подозрений.

В 1605 г. двадцатилетний конфликт по вопросам юрисдикции между Римом и Венецианской республикой вылился в открытое столкновение на почве привилегий и церковного иммунитета.

Сарпи, будучи теологом и специалистом по каноническому праву, воспользовался этим обстоятельством, чтобы разработать комплекс юридических мер по обновлению Церкви, обличить злоупотребления и необоснованные претензии церкви, а также вынести на обсуждение основные принципы доктрины, на основе которых католическая Контрреформация утверждала власть папы над реформатскими инстанциями.

Сарпи был отлучен от Церкви, но «партия курии» не оставила его в покое и в 1607 г. даже устроила покушение на его жизнь.

Легкость, с которой можно было оказаться под следствием, и жестокие экзекуции

Легкость, с которой можно было оказаться под следствием, и жестокие экзекуции сделали работу многих учёных тяжелой, если не сказать - невозможной.


В последующие годы Паоло Сарпи укреплял связи с учёными и политиками-реформатами (французскими сторонниками галликанства и гугенотами, англиканцами, немецкими кальвинистами) с целью «заложить основы союза Венеции с антииспанскими силами, с теми протестантами, которые, как представляется, стали пятой колонной в Венецианском заливе и не откажутся обсудить возможность Реформации. По мнению Сарпи, только всеобщая война была способна уничтожить испано-католическое владычество и открыть дорогу новому миру, а также религиозному обновлению, которое нельзя рассматривать в отрыве от конкретных отношений с реформатским миром» (Р. Чезарини, Л. Де Федеричисю. «Материал и воображение». Турин, 1980).

После драматичного «противостояния» с Римом венецианский монах занялся изучением истории и официальной доктрины католичества, чтобы развенчать аргументы «всемирности», как он называл претензии папства на мировое господство.

Результатом этой работы стала «История Тридентского собора», рукопись которой (и это самое интересное в данном контексте) была привезена в Лондон в 1618 г. и опубликована годом позже, благодаря Марк'Антонио Де Доминису, бывшему епископу Спалато, с большой помпезностью обратившемуся в англиканство. Эта история вряд ли покажется незначительной, если принять во внимание длинный подзаголовок, дописанный Де Доминисом своей рукой: «История Тридентского собора, в которой раскрываются все уловки Римского двора, направленные на то, чтобы помешать правде освободиться от догм и обсудить реформу папства», с посвящением Якову I.

Произведение было напечатано под именем Пьетро Соаве Полано - талантливая анаграмма от имени Паоло Сарпи Венето и в Италии сразу же попало в «Индекс запрещённых книг». Этот институт, возникший с целью борьбы с ересью и защиты католической доктрины, был образован на одном из заседаний Тридентского собора (18 января 1562 г.), но стал действовать только в 1571 г. Сарпи был не единственным, кто критиковал решения Собора; многие сочли недостаточными завуалированные намеки на злоупотребления папской администрации и упрекали отцов - участников Собора за то, что они не допустили на него светских лиц и не начали диалога с протестантами.

Тициан. Тридентский собор (1545-1563) (Лувр, Париж).

Тициан. «Тридентский собор» (1545-1563) (Лувр, Париж). Посвятив Историю Паоло Сарпи Якову I, Де Доминис надеялся склонить монарха на сторону антигабсбургского дела, а также заручиться поддержкой Англии в борьбе с претензиями Рима на «всемирность».


Завершая рассказ о Паоло Сарпи, следует сказать, что, когда вспыхнула Тридцатилетняя война, воинственный монах, после оккупации испанцами Вальтеллины в 1620 г. (эта дата совпадает с капитуляцией Фридриха V в Богемии), удалился от мира и в 1623 г. умер в одиночестве, приняв евхаристию (причастие), но отказавшись от католических таинств исповеди и соборования.


Джузеппе Арчимбольди (1521-1593). Библиотекарь

Джузеппе Арчимбольди (1521-1593). «Библиотекарь». Живописец, уехавший в 1562 г. из Италии в Прагу, передал обстановку тревоги, которую вызывал сам вид книг в период Контрреформации - из-за жесткой цензуры Церкви, просматривавшей каждое новое произведение, особенно в области философии и науки. Поэтому многие итальянские писатели публиковали свои книги за рубежом, как и Траяно Боккалини, в частности в Венецианской республике.


Обрисованная нами в общих чертах картина подтверждает гипотезу, что не случайно в первом издании «Славы Братства» (см. главу «Трактаты "Слава Братства" и "Признание Братства"») вместе с манифестом был напечатан перевод па немецкий язык одного итальянского сочинения, представленного как призыв к «Всеобъемлющей и Всеобщей Реформации всего этого пространного Мира». Речь идет об одной главе из трактата «Известия с Парнаса» Траяно Боккалини (1566-1613), опубликованного между 1612 и 1613 г. в Венеции, куда писатель переселился из родного папского государства, во-первых, из-за ненависти к религиозно-политическому союзу Церкви с Испанией, а во-вторых, из-за дружбы с Сарпи.

Негативное отношение к Испании ясно проявилось и в другой его работе, «Пробный камень политики», где выражено бурное возмущение унизительным испанским владычеством. В 1613 г. он скоропостижно скончался, и ходили слухи, что писатель был отравлен испанскими наймитами.

Написанные в аллегорической форме, «Известия» повествуют о том, как Аполлон, имеющий двор на Парнасе, собирает от древних и современных персонажей жалобы на плачевную участь, постигшую в настоящее время всё человечество. Здесь, между прочим, рассматривается вопрос о Реформации; Томас Мор спрашивает, будет ли положен конец распространению ересей, и Аполлон отвечает, что для этого должно быть разрушено могущество Габсбургов, которые своей тиранией довели людей до протестантского мятежа.

Растроганный людскими несчастьями, Аполлон, решает провести общую реформу Вселенной. Однако семь мудрецов Древней Греции, с которыми он советуется, не в состоянии ему помочь: их предложения невыполнимы.

Говорит мудрый Солон



В этом Боккалини весьма далек от оптимизма, выраженного в «Славе», но «диагноз» зла, который мудрец Солон сводит к отсутствию любви, делает оба текста очень близкими друг другу, по крайней мере, по нравственному напряжению, пронизывающему их.

Титульный лист философского труда Джордано Бруно

Титульный лист философского труда Джордано Бруно «О причине, начале и едином», опубликованного в Венеции в 1584 г. Его сочинения проникнуты «героическим пылом» - так
сам он определял то состояние духа, которое толкает человеческое существо на поиски знания и одновременно касается самых возвышенных лирических струн души.



Такое же нравственное напряжение давало импульс и творчеству Джордано Бруно (1548-1600). В 24 года он стал священником, но продолжал изучать теологию и философию, древнюю и современную. Попытка примирить ортодоксальное христианство с неоплатонизмом стоила ему обвинения в ереси, и он вынужден был скитаться по Европе, зарабатывая преподаванием. Странствуя, он «провозглашал грядущее великое обновление» и, по его собственному признанию, «организовал в Германии секту «джорданистов», имевшую большое влияние среди лютеран». Вернувшись в Италию, Бруно короткое время прожил в Венеции, где познакомился с Галилео Галилеем и Паоло Сарпи. В 1592 г. он был арестован - именно в Венеции! - по доносу частного лица в Святую палату (инквизицию). В венецианской тюрьме он пробыл около года, затем, под давлением курии, его отправили в Рим. В течение семи лет он мужественно отказывался отречься от своих религиозных и философских взглядов и 16 февраля 1600 г. встретил с высоким достоинством смерть на костре.

«Еретик» Джордано Бруно оказал большое влияние на своих современников. По мнению историка Ф.А. Йейтс, «возможно, идеи Бруно оказали косвенное воздействие на формирование концепции той реформы, к которой призывали розенкрейцерские манифесты». Доказательством этому служит напечатанный в одном томе с «Откровением Братства» отрывок из «Известий» Боккалини, который, несомненно, тоже испытал на себе влияние Бруно.


Джордано Бруно, приговоренный Святой палатой к сожжению на костре в 1600 г.

Джордано Бруно, приговоренный Святой палатой к сожжению на костре в 1600 г. Только недавно Церковь официально принесла извинения за его трагическую смерть.

<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 9560


Возможно, Вам будут интересны эти книги: