Читайте также
под ред. А. Черинотти. Розенкрейцеры: из молчания – свет
Роберт Фладд и Михаэль Майер
В годы, когда Фридрих V и Елизавета под восторженное одобрение подданных правили Пфаль-цем и Гейдельбергским двором, Жан Теодор де Бри опубликовал в Оппенгейме «Историю макрокосма и микрокосма» Роберта Фладда и «Убегающую Аталанту» Михаэля Майера.
И Фладд, и Майер отрицали свою принадлежность к Братству, однако с одобрением отзывались о «Славе» и «Признании», а их собственные философские взгляды вполне соответствовали идеям, выраженным в манифестах. Благодаря их творчеству, идеи розенкрейцеров обретают «солидность», т. е. «черты идейного движения, имеющего серьёзную литературную базу» (Ф. Йейтс).
«Лестница» человеческих способностей из «Истории макрокосма и микрокосма» Фладда.
Роберт Фладд (1574-1637), английский врач, в медицине - последователь Парацельса, с 1609 г. являлся членом Королевского колледжа врачей в Лондоне. Он дружил с Уильямом Гарвеем (Харви), с именем которого связано открытие кровообращения.
Убежденный англиканец, Фладд изложил в своем произведении основную суть герметико-каббалистической традиции Возрождения и представил «самое детальное описание вселенной из двух миров, которое когда-либо было сделано» (А.Ж. Дебю, «Солнце в Возрождении». Брюссель; Париж, 1965). Научные позиции Фладда были достаточно спорны (особенно если учесть, что гелиоцентрическая теория Коперника была сформулирована более 70 лет назад), зато его призыв к веротерпимости и вера в возможность человека познавать природу и властвовать над ней встретили полное одобрение среди ученых нового типа.
Титульный лист одного из первых изданий произведения Роберта Фладда «Summus bonum» («Высшее благо»). Заметим, что здесь присутствуют оба розенкрейцерских символа: шипы розы образуют со стеблем крест.
Существует предположение, что Фладд имел некое отношение к «религиозно-политическому плану» розенкрейцеров; оно подкрепляется, даже без учёта его философии, тем, что его произведение было опубликовано в Пфальце, а первый том был посвящен Якову I, королю Англии - «самому мудрому и могущественному государю в мире».
Разумеется, король мог вообще не узнать об этом - мало ли что печатается во владениях его зятя, - но нам представляется, что это посвящение было сделано вовсе не для того, чтобы добиться монаршьей благосклонности. Поскольку произведение пользовалось популярностью и получило большой резонанс, логично предположить, что оно имело целью создать в Европе впечатление, что новое течение, зародившееся в Пфальце, пользуется поддержкой английской короны.
Встав на защиту розенкрейцеров («Апологетический трактат в защиту чистоты Общества Розы и Креста»), Фладд приписал Братьям задачу «возвестить приход льва [символ Фридриха V], наследника всеобщего царства». Защищая Братство, Фладд, как и большинство учёных того времени (включая Михаэля Майера), одобряющих идеи розенкрейцеров, особо подчёркивал, что он не входит в это движение и выражает лишь свое личное мнение. Тем не менее многие исследователи утверждают противоположное, в том числе и Дж. Гянджи («Эзотерические тайны»): «Наибольшее распространение Орден получил в Англии, прежде всего благодаря усилиям медика Роберта Фладда. Пройдя посвящение в Германии, он основал в Лондоне группы, которые быстро разрослись; по всей вероятности, он был первым Великим Мастером британской ветви Братства Розы и Креста».
Михаэль Майер (1566-1622), лютеранин по вероисповеданию, тоже разделял взгляды Парацельса на медицину. Его влиятельное положение при пражском дворе Рудольфа II (см. с. 53), чьим личным врачом он был, а также документально подтвержденные связи Майера с Христианом фон Анхальтом (см. главу «Миф об основании») наводят на мысль, что и он, в свою очередь, имел отношение к религиозно-политическому плану розенкрейцеров - веро-ятнее всего, той его части, которая касалась Богемии.
Гравюра из «Убегающей Аталанты» Майера: алхимик, следуя по течению герметической реки к истокам, приходит к вратам Сада роз философа, но открыть их он сможет, только достигнув соответствующих знаний.
Известно, что в 1612 г. он посетил Англию и встречался с английскими коллегами. После смерти Рудольфа II Майер стал лейб-медиком Морица, ландграфа графства Гессен, где и были опубликованы манифесты розенкрейцеров.
Немецкий врач Михаэль Майер, защитник интеллектуальной честности розенкрейцеров. Портрет 1611 г.
Майер был убежденным приверженцем духовной алхимии. Он считал, что обретение знания через единение с Природой позволит избежать разногласий между религиозными направлениями. Свои взгляды он выразил во многих произведениях; в некоторых из них аллегорические образы (в «Убегающей Аталанте» есть даже ноты) играют главную роль. Арнольд пишет («История розенкрейцеров»): «[Майер] ведет происхождение из армии алхимиков-герметиков (он публикует в 1614 г. трактат «Arcana arcanissima» («Тайная тайных»), в котором, естественно, абсолютно ничего не сообщает о розенкрейцерах) и принимает участие в дебатах только после 1615 г. Манера, в которой [Майер] говорит о Братстве, наводит на мысль, скорее, о «вольном стрелке», от хорошо информированных людей узнавшем малоизвестные детали. Он использует диспут как предлог изложить доктрину, пропитанную высокой алхимией и мифологией посвящения». Несмотря на разнообразие его произведений, вряд ли можно счесть простым совпадением то обстоятельство, что все они были опубликованы между 1614 и 1620 гг., т. е. в годы правления Фридриха и Елизаветы - сначала в Гейдельбсрге, а затем в Праге (см. главу «...и свадьба королевская»).
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 4669