под ред. А. Черинотти.   Розенкрейцеры: из молчания – свет

Роберт Фладд и Михаэль Майер

В годы, когда Фридрих V и Елизавета под восторженное одобрение подданных правили Пфаль-цем и Гейдельбергским двором, Жан Теодор де Бри опубликовал в Оппенгейме «Историю макрокосма и микрокосма» Роберта Фладда и «Убегающую Аталанту» Михаэля Майера.

И Фладд, и Майер отрицали свою принадлежность к Братству, однако с одобрением отзывались о «Славе» и «Признании», а их собственные философские взгляды вполне соответствовали идеям, выраженным в манифестах. Благодаря их творчеству, идеи розенкрейцеров обретают «солидность», т. е. «черты идейного движения, имеющего серьёзную литературную базу» (Ф. Йейтс).

Лестница» человеческих способностей из Истории макрокосма и микрокосма Фладда.

«Лестница» человеческих способностей из «Истории макрокосма и микрокосма» Фладда.


Роберт Фладд (1574-1637), английский врач, в медицине - последователь Парацельса, с 1609 г. являлся членом Королевского колледжа врачей в Лондоне. Он дружил с Уильямом Гарвеем (Харви), с именем которого связано открытие кровообращения.

Убежденный англиканец, Фладд изложил в своем произведении основную суть герметико-каббалистической традиции Возрождения и представил «самое детальное описание вселенной из двух миров, которое когда-либо было сделано» (А.Ж. Дебю, «Солнце в Возрождении». Брюссель; Париж, 1965). Научные позиции Фладда были достаточно спорны (особенно если учесть, что гелиоцентрическая теория Коперника была сформулирована более 70 лет назад), зато его призыв к веротерпимости и вера в возможность человека познавать природу и властвовать над ней встретили полное одобрение среди ученых нового типа.

Титульный лист одного из первых изданий произведения Роберта Фладда Summus bonum (Высшее благо).

Титульный лист одного из первых изданий произведения Роберта Фладда «Summus bonum» («Высшее благо»). Заметим, что здесь присутствуют оба розенкрейцерских символа: шипы розы образуют со стеблем крест.


Существует предположение, что Фладд имел некое отношение к «религиозно-политическому плану» розенкрейцеров; оно подкрепляется, даже без учёта его философии, тем, что его произведение было опубликовано в Пфальце, а первый том был посвящен Якову I, королю Англии - «самому мудрому и могущественному государю в мире».

Разумеется, король мог вообще не узнать об этом - мало ли что печатается во владениях его зятя, - но нам представляется, что это посвящение было сделано вовсе не для того, чтобы добиться монаршьей благосклонности. Поскольку произведение пользовалось популярностью и получило большой резонанс, логично предположить, что оно имело целью создать в Европе впечатление, что новое течение, зародившееся в Пфальце, пользуется поддержкой английской короны.

Встав на защиту розенкрейцеров («Апологетический трактат в защиту чистоты Общества Розы и Креста»), Фладд приписал Братьям задачу «возвестить приход льва [символ Фридриха V], наследника всеобщего царства». Защищая Братство, Фладд, как и большинство учёных того времени (включая Михаэля Майера), одобряющих идеи розенкрейцеров, особо подчёркивал, что он не входит в это движение и выражает лишь свое личное мнение. Тем не менее многие исследователи утверждают противоположное, в том числе и Дж. Гянджи («Эзотерические тайны»): «Наибольшее распространение Орден получил в Англии, прежде всего благодаря усилиям медика Роберта Фладда. Пройдя посвящение в Германии, он основал в Лондоне группы, которые быстро разрослись; по всей вероятности, он был первым Великим Мастером британской ветви Братства Розы и Креста».

Михаэль Майер (1566-1622), лютеранин по вероисповеданию, тоже разделял взгляды Парацельса на медицину. Его влиятельное положение при пражском дворе Рудольфа II (см. с. 53), чьим личным врачом он был, а также документально подтвержденные связи Майера с Христианом фон Анхальтом (см. главу «Миф об основании») наводят на мысль, что и он, в свою очередь, имел отношение к религиозно-политическому плану розенкрейцеров - веро-ятнее всего, той его части, которая касалась Богемии.

Гравюра из Убегающей Аталанты

Гравюра из «Убегающей Аталанты» Майера: алхимик, следуя по течению герметической реки к истокам, приходит к вратам Сада роз философа, но открыть их он сможет, только достигнув соответствующих знаний.


Известно, что в 1612 г. он посетил Англию и встречался с английскими коллегами. После смерти Рудольфа II Майер стал лейб-медиком Морица, ландграфа графства Гессен, где и были опубликованы манифесты розенкрейцеров.

Немецкий врач Михаэль Майер

Немецкий врач Михаэль Майер, защитник интеллектуальной честности розенкрейцеров. Портрет 1611 г.


Майер был убежденным приверженцем духовной алхимии. Он считал, что обретение знания через единение с Природой позволит избежать разногласий между религиозными направлениями. Свои взгляды он выразил во многих произведениях; в некоторых из них аллегорические образы (в «Убегающей Аталанте» есть даже ноты) играют главную роль. Арнольд пишет («История розенкрейцеров»): «[Майер] ведет происхождение из армии алхимиков-герметиков (он публикует в 1614 г. трактат «Arcana arcanissima» («Тайная тайных»), в котором, естественно, абсолютно ничего не сообщает о розенкрейцерах) и принимает участие в дебатах только после 1615 г. Манера, в которой [Майер] говорит о Братстве, наводит на мысль, скорее, о «вольном стрелке», от хорошо информированных людей узнавшем малоизвестные детали. Он использует диспут как предлог изложить доктрину, пропитанную высокой алхимией и мифологией посвящения». Несмотря на разнообразие его произведений, вряд ли можно счесть простым совпадением то обстоятельство, что все они были опубликованы между 1614 и 1620 гг., т. е. в годы правления Фридриха и Елизаветы - сначала в Гейдельбсрге, а затем в Праге (см. главу «...и свадьба королевская»).

<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 4669


Возможно, Вам будут интересны эти книги: